Особенности развития детей с нарушениями речи

Содержание:

Речевые нарушения оказывают негативное влияние на психическое развитие и формирование межличностных отношений ребенка в коллективе. Это расстройства работы речевого аппарата, влекущие за собой целый ряд сопутствующих проблем и требующие своевременной коррекции. Подобные патологии имеют различные психологические и структурные причины, поэтому их диагностикой и лечением должен заниматься профессиональный логопед. Грамотная терапия помогает устранить проблемы и предотвратить развитие сопутствующих им осложнений.

Поговорим об особенностях развития речи у детей, видах, признаках речевых проблем и их влиянии на общее развитие ребенка. Также рассмотрим специфику диагностики, профилактики и терапии логопедических нарушений.

Нормальные показатели речевого развития

Развитие речи напрямую связано с функционированием нервной системы. С первых дней жизни малыша специалисты оценивают такие показатели, как сила, продолжительность, звонкость и причины возникновения крика у ребенка.

До 2-3 месяцев плач является основным показателем состояния малыша. Затем начинают формироваться доречевые навыки общения, которые проявляются в непроизвольных звуках, улыбке, фокусировании взгляда на объекте. После четырех месяцев у ребенка появляется лепет, сопровождающийся повторением звуков за окружающими, произношением слогов. Малыш узнает маму и папу, реагирует на свое имя и т.д.

В следующей таблице представлены навыки общения, которыми в норме должны владеть дети в разные возрастные периоды от 1 года до 6 лет:

Возраст Речевые навыки
1 год – 1 год и 6 месяцев Произношение простых, односложных слов и предложений. Легкое повторение услышанных слов. Словарный запас – около 60 слов.
1 год и 6 месяцев – 2 года Произношение фраз, предложений из двух слов, вопросов. Формирование мышления, проявление интереса к окружающему миру. Словарный запас – 200 слов.
2-3 года Употребление более сложных речевых оборотов, местоимений, прилагательных, предложений из трех и более слов. Словарный запас – 800-1000 слов.
3-4 года Умение группировать объекты по классам, произношение развернутых предложений.
4 года – 6 лет Формирование письменной речи.

Особенности воображения у детей с нарушениями речи

Дети, страдающие речевыми нарушениями, имеют бедное, одностороннее, буквальное воображение, так как развитие речи непосредственно влияет на формирование творческого мировосприятия. При устном общении создается представление о конкретных объектах, происходит практическое обобщение знаний. Дети выражают свои впечатления в словесной форме и мысленно формируют образы даже тех предметов, которые никогда не видели. При нарушениях речи у детей позже формируются представления об объектах. Из-за отсутствия разговорного закрепления информации у таких малышей наблюдается медленное, запоздалое мышление, направленное на конкретный предмет. Ребенок не способен создавать новые или изменять старые образы в голове, и чем тяжелее речевая патология, тем сильнее проявляется творческая отчужденность. Чаще всего подобное наблюдается у детей с общим недоразвитием речи.

Физическое и психическое развитие детей с речевыми нарушениями

Органические и функциональные причины речевых расстройств влияют на психическое и физическое развитие. Так, при органическом поражении мозга у детей наблюдается слабая адаптация к стрессам. Малыши неусидчивы, плохо переносят жару, холод. При физической активности они быстро утомляются, возникают тошнота, синкопальное состояние. К вечеру усталость усиливается, в особенности в конце недели, и влияет на общее состояние ребенка.

Расстройство функции движения проявляется в нарушении работы органов артикуляции и пальцев рук, устойчивости, равновесия, координации движений. Во время занятий в школе у таких детей наблюдается повышенная возбудимость: они могут ходить по кабинету, вертеть что-то в руках, трясти ногами за партой и т.п.

В плане психической активности для детей с речевыми расстройствами характерны повышенная возбудимость, раздражительность, нарушения настроения, вегетативные изменения (повышенная потливость, дрожания и др.). Ребенок постоянно напряжен, испытывает переживания и страхи, эмоционально неустойчив. Что касается мышления, то наибольшему негативному воздействию подвержены следующие характеристики:

  • восприятие – дети имеют бедный словарный запас, плохо знают и различают буквы;
  • внимание – часто наблюдается плохая успеваемость в школе;
  • память – характерны проблемы с запоминанием, воспроизведением и сохранением информации.

Кроме перечисленного, дети с речевыми расстройствами избегают разговорных игр, мало общаются со сверстниками и взрослыми, что может стать причиной их социальной дезадаптации в будущем.

Влияние зрительной патологии на речевую функцию

Дальнозоркость, миопия, астигматизм, амблиопия и другие нарушения зрения разной степени тяжести слабо влияют на формирование устной речи, поскольку запоминание информации происходит преимущественно за счет слуха. Тем не менее, наличие зрительных проблем осложняет процесс освоения грамматических правил и пополнения словарного запаса, что связано с отсутствием наглядных примеров, также необходимых для запоминания.

Нарушения зрения оказывают значительное влияние на формирование письменной речи и мышления. При врожденной слепоте у детей практически отсутствуют творческое восприятие и воображение. В подобных случаях визуальное обучение заменяется на тактильное.

Диагностика и коррекция речевых нарушений

В первую очередь при коррекции расстройств речи определяется этиологический фактор. К примеру, заикание может возникать по психологическим или органическим причинам. В первом случае проблема решается путем устранения провоцирующих стрессовых факторов и прохождения занятий с логопедом. Во втором случае сначала лечится заболевание, вызвавшее поражение головного мозга (инфекция, травма и т.п.), а затем заикание. Таким образом, этиологический фактор определяет специфику планирования программы диагностики.

Обследование пациентов проводится с применением следующих методов:

  1. Инструментальные – дуплексное сканирование артерий головы, МРТ, ЭЭГ (электроэнцефалография). Позволяют выявить структурные патологии в сосудах, веществе мозга, определить причину нарушения кровотока и т.д.
  2. Лабораторные – позволяют обнаружить специфические маркеры повреждений мозга и генетических заболеваний.

После выявления причины проблемы разрабатывается план коррекционной работы. Наряду с терапией неврологических заболеваний могут использоваться методы хирургической коррекции артикуляционного аппарата. Огромное значение в лечении речевых патологий играют занятия с дефектологом и логопедом, а также домашнее обучение. Очень важно применять персональный и, одновременно, комплексный подход к каждому пациенту.

Профилактика речевых нарушений

С детьми, имеющими речевые расстройства, работают профессиональные логопеды, которые подбирают индивидуальные упражнения для каждого случая.

Рассмотрим несколько примеров упражнений в рамках артикуляционной гимнастики, подходящих для занятий дома. Для получения видимых результатов достаточно заниматься около 5 минут в день. Желательно, чтобы ребенок выполнял упражнения перед зеркалом – таким образом он сможет самостоятельно контролировать правильность их выполнения.

  1. Хлопушка.

    Упражнение ориентировано на слухоречевое восприятие.

    Особенности выполнения: родитель называет звук, затем разные слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук в слове. К примеру: «у»: игра, угол, мука, кора, разум и т.п. Важно произносить слова естественно, без выделения отдельных звуков, и следить, чтобы ребенок не заучивал верные ответы, ориентируясь на реакцию родителя.

  2. Качели.

    Занятие направлено на подготовку к произношению звуков [л], [л’], [р], [р’], помогает укрепить мышцы языка для подъема вверх.

    Особенности выполнения: открыть рот, улыбнуться, затем последовательно дотрагиваться кончиком языка до нижней и верхней губы, повторить упражнение 5-6 раз. Важно следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной и работал только язык.

  3. Дятел.

    Упражнение рассчитано на обучение ребенка правильному произношению звука [р].

    Особенности выполнения: улыбнуться, широко открыть рот, постучать напряженным кончиком языка за верхними зубами. Одновременно следует многократно произносить звук [д] в виде четкого удара с постепенным увеличением темпа. Упражнение необходимо выполнять в течение 10-15 секунд. Рот должен быть все время открыт, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, а кончик языка напряжен.

    Звук [д] помогает долго удерживать язык в верхнем положении, поэтому является основополагающим при постановке звука [р].

Распространенные ошибки родителей

Зачастую родители не прилагают достаточно усилий для полноценного, всестороннего развития и воспитания детей с речевыми патологиями. Как правило, это вызвано следующими причинами:

  • следование распространенным общественным стереотипам, навязывающим определенную модель отношения к «больным» детям;
  • нежелание принимать ребенка таким, какой он есть;
  • нехватка знаний в сферах психологии и педагогики;
  • нежелание или отсутствие возможности заниматься воспитанием ребенка согласно рекомендациям специалиста;
  • конфликты в семье, неблагоприятные бытовые условия, проблемы с деньгами и т.п.

Отсутствие поддержки со стороны близких может привести к усугублению речевых дефектов. Как следствие, ребенок может оказаться неприспособленным к жизни в социуме и столкнется с проблемами личностной и профессиональной самореализации.

Общее недоразвитие речи у детей

При общем недоразвитии речи (ОНР) у детей наблюдается фонетическое, семантическое и грамматическое нарушение вербального общения комплексного характера при нормальном слухе и интеллекте. Выраженность проявлений зависит от степени несформированности разговорных навыков у ребенка.

Клинические формы ОНР:

  1. Неосложненная. Характерна для детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), при которой наблюдаются нарушения двигательной регуляции, понижение тонуса гладкой и скелетной мускулатуры, снижение активности эмоционально-волевой сферы.
  2. Осложненная. Встречается при различных неврологических синдромах – судорожном, церебрастеническом, диэнцефальном, гиперкинетическом, гипертензивно-гидроцефалическом и др.

Грубое недоразвитие речи – нарушение, возникающее при морфологической патологии речевых центров. Различают следующие степени тяжести данной патологии:

  1. Первая – полное отсутствие речи.
  2. Вторая – использование простых слов общего употребления с проявлениями аграмматизма, небольшой словарный запас.
  3. Третья – нарушение смысловой и звуковой сопровождающей при наличии фразовой речи.
  4. Четвертая – остаточные нарушения речевого развития (лексико-грамматики, произношения звуков).

Диагноз ОНР ставится по итогам осмотра ребенка педиатром и неврологом с учетом количества лексических и грамматических ошибок в его речи, а также объема словарного запаса.

Признаки нарушения речи

Симптомы, свидетельствующие о наличии у ребенка логопедических проблем:

  1. Смазанная, невнятная дикция, неспособность произносить слова правильно, «проглатывание» слов.
  2. Проблемы с восприятием речи – непонимание, игнорирование.
  3. Ограниченный словарный запас – трудности при запоминании слов, неспособность использовать новые обороты, склонность к обобщению.
  4. Усиленное слюноотделение.
  5. Подмена или искажение звуков.
  6. Нарушение ритма и темпа речи, в том числе из-за заикания.
  7. Быстрое произношение фраз с «проглатыванием» некоторых звуков.
  8. Заторможенное произношение длинных предложений.
  9. Проблемы коммуникации с окружающими.
  10. Постоянное молчание без видимых причин.

Виды и причины речевых нарушений

В соответствии с клинико-педагогической классификацией, нарушения речи бывают устными и письменными.

К устным относятся:

  1. Ринолалия – носовой (гнусавый) оттенок голоса, сопровождаемый неправильным произношением звуков.
  2. Брадилалия – патологически медленный темп речи.
  3. Тахилалия – патологически быстрый темп речи.
  4. Дисфония/афония – нарушение силы, тембра, тональности/полное отсутствие голоса.
  5. Дислалия – проблемы с произношением при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
  6. Дизартрия – нарушение просодической и произносительной сторон речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.
  7. Заикание – нарушение плавности, ритмичности произношения фраз, сопровождаемое неумышленным удлинением звуков, частыми остановками во время разговора, повторением слов, слогов.
  8. Алалия – полное отсутствие или тяжелое недоразвитие речи вследствие органического поражения корковых речевых центров головного мозга (при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе).
  9. Афазия – полная или частичная утрата сформировавшейся речи, вызванная органическим поражением речевых зон головного мозга.

Письменные нарушения речи:

  • Дисграфия – совершение повторяющихся, стойких ошибок при написании слов из-за недоразвития высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
  • Дислексия – нарушение навыков чтения вследствие недостаточной сформированности психических функций, отвечающих за процесс чтения.

Специалисты выделяют две группы причин проблем с речью у детей:

  1. Органические – вызывают изменения механизмов в периферическом и центральном речевом аппарате. К органическим причинам относятся: внутриутробные патологии, родовые травмы, проблемы со здоровьем в первые годы жизни, наследственная предрасположенность.
  2. Функциональные – приводят к нарушению нормальной работы здорового речевого аппарата. К числу функциональных причин относятся: психологические травмы, социально-бытовые условия жизни ребенка (отсутствие общения с окружающими), подражание взрослым с речевыми дефектами.

Заключение

Даже самые небольшие отклонения в развитии речи в дошкольном возрасте могут оказать значительное влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому очень важно с максимальной серьезностью относиться к любым логопедическим проблемам малыша и своевременно принимать необходимые коррекционные меры.


Заинтересовались?

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

Высокотехнологичные решения для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Заводской проезд, 3А
Фрязино
Московская область
141195
Россия
+7(499)404-36-56