Афазия – медицинский термин при полной потери речи. Дисфазия – медицинский термин для частичной потери речи. Сегодня слово афазия обычно используется для описания обоих случаев. Некоторые люди могут понимать под афазией случаи дисфазии.
Оценка понимания
При внедрении системы ААС (Аугментативная и альтернативная коммуникация) важно настроить ее на правильный уровень. Слишком часто оценочный уровень понимания не соответствует реальному уровню. Это может привести к разочарованию и нежеланию принимать систему коммуникации или продолжать с ней работать. Если человек с афазией думает, что система работает на детском уровне, или, наоборот, смущен сложностью системы, это может привести только к раннему отказу от нее. Также чрезвычайно важно распознавать колебания когнитивной способности в процессе реабилитации, потому что понимание при афазии варьируется и развивается.
Точная оценка понимания приводит к соглашению между медицинскими специалистами и семьями относительно стратегии коммуникации. Успешной ААС и языковой реабилитации будет легче достичь, если мы учтем мнение всех участвующих сторон. Исследования показывают, что медицинские специалисты часто недооценивают понимание, в то время как супруги и члены семьи часто недооценивают трудности понимания, с которыми сталкиваются люди с афазией.
Независимо от результатов исследований, огромную важность имеет то, что мы приходим к соглашению, к обязательству продолжать использование системы, и то, что мы периодически переоцениваем уровень коммуникации, предлагаемый человеку с афазией.
Компания Tobii Dynavox предлагает ряд инструментов, которые помогают оценить понимание:
- Boardmaker Online – шаблоны множественного выбора
- Gaze Viewer – управление взглядом и отслеживание направления взгляда
Приложение «Инсульт и черепно-мозговая травма» (часть системы Compass Communication) предлагает уровни сложности, встроенные в компьютерную программу. При этом не требуется никакого сложного программирования, которое должна выполнять терапевтическая группа или члены семьи. Просто повышайте и понижайте уровень до тех пор, пока не найдете правильный.
Выражение желаний и потребностей
«Я хочу чашку чая». Наверное, это самое распространенное сообщение, которые мы видим, когда впервые демонстрируем систему ААС членам семьи. Это всегда выглядит логично, не правда ли? Человек с афазией хочет выпить чая, так почему бы ему не попросить чая?
Правильный ответ – «почти всегда». Чрезвычайно важно, когда людям с афазией вновь становятся доступны слова и сообщения, которые они используют в повседневной жизни. Однако способность выражать свои желания и потребности заключается не только в том, чтобы что-то попросить. В большинстве случаев человеку с афазией и без того достаточно часто предлагают чашку чая, и, если он выражает согласие, окружающие пойдут и принесут чай.
Если мы учитываем коммуникационные потребности человека с афазией, мы должны окружить его словами и фразами из сценариев коммуникации на тему «здесь и сейчас». Например, если мы сосредоточимся на напитках, это позволяет человеку постепенно расширять свой словарный запас: сахар, 2 кусочка, ложка, слишком горячо, «Эрл Грей», «Лапсанг Сушонг» и т.д.
В компании Tobii Dynavox есть клиническая группа из 12 терапевтов и специалистов по патологии речи и языка, которые создают коммуникационные модули для компьютерных программ на основе ситуаций. Это позволяет группе, обслуживающей человека с афазией (включая самого человека), выбирать широкий спектр тем и немедленно получать доступ к социальным фразам, относящимся к ситуации, к глоссарию конкретных слов на заданную тему и к другим рабочим средствам.
Мотивация к взаимодействию
Получение возможности пользоваться языком и ААС имеет большое значение для человека с афазией, но не менее важно то, что мы создаем решение, которое включает в себя супруга и других членов семьи, друзей и коллег по работе. Мы должны сделать это решение чрезвычайно простым для другого человека в разговоре, чтобы он принимал участие в нем и при необходимости направлял разговор. Мы называем это моделированием.
Независимо от сценария коммуникации, мы хотим, чтобы найти слово или фразу в нужный момент было бы чрезвычайно просто.
Например, давайте обсудим погоду. Вместо того, чтобы выяснять, что может подумать об этом любой человек, и на основе его слов создавать визуальное решение, мы должны обеспечить широкий спектр сообщений, которые можно изучить и добавить к функциональному словарю пользователей ААС.
Не менее важно, чтобы изображения, которые мы выбираем для представления значения, были важны для тех, кто пользуется системой.
Совместное внимание группы к сценарию коммуникации часто достигается за счет двух других методов.
Совместное печатание
Совместное печатание превосходно для игры в слова и распознавания слов. Часто человек с афазией может узнавать слово, которое ему нужно, но не может начать его набирать. Работа на клавиатуре с предсказанием последующих букв, символов и слов – отличный способ для того, чтобы вовлечь кого-то в работу на клавиатуре и поддерживать его на пути к восстановлению функциональной грамотности.
Совместное рисование
Использовать интерактивное приложение для рисования – отличный способ вовлекать жесты в процесс коммуникации. Импорт фотографии и рисование на интересующую тему стимулирует разговор и порождает совместное внимание.
Восстановление функциональной грамотности
Афазия часто может повлиять на навыки чтения и письма, которым семьи пользователей ААС придают большое значение.
Набранное на клавиатуре и произнесенное и написанное слово является важной частью общего решения ААС.
Совместное печатание превосходно для игры в слова и распознавания слов. Часто человек с афазией может узнавать слово, которое ему нужно, но не может начать его набирать. Работа на клавиатуре с предсказанием букв, символов и слов – отличный способ для того, чтобы вовлечь кого-то в работу на клавиатуре и поддерживать его на пути к восстановлению функциональной грамотности.