Обучение детей-инвалидов на дому

Содержание:

Главный принцип обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - индивидуализация учебного процесса. Данный принцип позволяет:

  • разработать персональную учебную траекторию на основе образовательного запроса и ожидаемых учебных перспектив конкретного ребенка;
  • организовать личностно ориентированный процесс обучения путем создания благоприятных индивидуальных условий для освоения программы в рамках стандарта образования;
  • обеспечить осмысленность учебных действий путем подбора эффективных методик и привнесения личностных смыслов в образовательный процесс.

Поговорим о принципах, особенностях и преимуществах домашней учебы детей с ОВЗ. Рассмотрим подходы к организации и оптимизации учебного процесса, а также основные технологии и методики обучения.

Преимущества обучения на дому для детей-инвалидов

Важное достоинство домашнего обучения детей с ограничениями – возможность адаптации методов подачи информации и содержательной части учебы под потребности и возможности учащегося. Таким образом, обеспечивается возможность выбора удобного времени для занятий. Другие преимущества обучения на дому:

  • Безопасность и комфорт домашней обстановки.
  • Снижение стресса и тревожности у ребенка.
  • Вовлечение родителей в учебный процесс. 

Все перечисленное создает благоприятные условия как для развития ребенка, так и для эффективного освоения им учебного материала.

Организация домашнего обучения для детей с ОВЗ

Основаниями для организации учебы на дому являются письменное заявление родителей на имя руководителя школы и заключение медицинской организации о состоянии ребенка. На время учебы образовательная организация бесплатно предоставляет учащемуся учебники и все необходимые справочные материалы.

Образовательная программа в рамках домашнего обучения включает:

  • Составление индивидуального учебного плана с учетом психофизиологических особенностей ребенка и медицинских рекомендаций. Количество учебных часов устанавливается в персональном порядке по итогам школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).
  • Планирование рабочих программ по общеобразовательным предметам. Программы составляются на основе учебного плана школы, охватывают все предметы, а также минимум практических и контрольных работ, и адаптируются под потребности учащегося. 
  • Разработка расписания занятий и годового календарного графика.

При организации учебы на дому большое значение уделяется обеспечению тесного сотрудничества семьи с учителями-специалистами и терапевтами. Учебный процесс должен организовываться педагогами, обладающими необходимыми навыками работы с детьми-инвалидами, с учетом рекомендаций профильных врачей. Учащийся имеет право на психолого-педагогическое сопровождение логопеда, дефектолога, педагога психолога и др., при этом, специалисты должны работать сообща. Очень важно сразу установить доброжелательные отношения с семьей и расположить к себе ребенка. В свою очередь, родителям необходимо создать дома благоприятную среду для полноценной учебы ребенка.

При домашнем обучении могут использоваться дистанционные учебные технологии. Для этого в месте проживания ребенка должно иметься подключение к сети Интернет. Рабочее место должно быть оснащено компьютером с соответствующим программным обеспечением и периферийной техникой: например, системами управления взглядом (айтрекеры), различными переключателями для удобства управления техникой или же коммуникаторами для неговорящих детей или имеющих нарушения речи. Рабочие места педагогов также должны быть оснащены компьютерной техникой, подключенной к интернету.

Программы и методики обучения

Образовательные программы для детей с ОВЗ, обучающихся на дому, составляются с учетом персональных особенностей каждого конкретного учащегося. Они направлены на всестороннее развитие личности детей и содержат материалы, способствующие освоению необходимого объема знаний и умений для успешной социальной адаптации.

Для работы с детьми, имеющими ограничения, на дому применяются следующие программы и методики:

  • Использование адаптированных материалов и методов обучения. В данном случае учебная программа разрабатывается в соответствии с рекомендациями ПМПК, требованиями СанПиН и особыми образовательными потребностями ученика. В образовательный процесс могут включаться специальные технологии и приемы обучения.
  • Методы, направленные на развитие коммуникативных и социальных навыков с целью успешной интеграции учащегося в социуме. Нужно уделять повышенное внимание формированию следующих универсальных навыков:
  • способность вести монолог и диалог, адекватно пользоваться речью для решения различных коммуникативных задач и планирования собственной деятельности;
  • умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению;
  • умение задавать вопросы и понятно строить высказывания, необходимые для сотрудничества с другими людьми;
  • способность формулировать свои мысли и обосновывать собственную позицию. 
  • Интерактивные методы. Основаны на двухстороннем обмене информацией между объектом и субъектом образовательной деятельности и предполагают максимальное вовлечение ученика в коллективный процесс познания. Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий для активного взаимодействия учащихся между собой. Для этого используются ролевые игры, моделируются жизненные ситуации, совместно анализируются и решаются вопросы и т.п. То есть применяются приемы, делающие занятие интересным, необычным и насыщенным. 

Оценка и мониторинг прогресса

Контроль и непрерывный мониторинг учебного процесса на дому позволяет своевременно решать множество повседневных диагностических задач, а именно:

  • выявлять систематические сложности в усвоении материала в рамках отдельных тематических разделов учебных дисциплин;
  • оценивать эффективность применяемых методов обучения, определять причины неудач и их связь с социальными, предметными или иными факторами;
  • выявлять сильные и слабые стороны используемых методик и при необходимости корректировать программу под возможности и запросы конкретного ученика.

Индивидуальная оценка успеваемости и развития необходима для определения степени усвоения материала и уровня достижения планируемых результатов. В частности, оценивается индивидуальный прогресс в развитии эмоционально-волевой и познавательной сфер деятельности детей с особенностями здоровья.

Оценка как инструмент обеспечения высокого качества образования позволяет детям-инвалидам успешно осваивать элементарные средства управления учебной деятельностью. Процесс оценивания также способствует развитию у ребенка самостоятельности, самосознания и готовности выражать собственную позицию.  

Учащиеся на дому и их родители должны иметь доступ к регулярным консультациям с учителями и специалистами. Консультативная и методическая поддержка - важный компонент освоения адаптированной рабочей программы. Она также необходима для обмена опытом, определения способов участия родителей в реализации образовательных программ.

Преодоление вызовов и трудностей

В ходе домашнего обучения ребенок с ОВЗ и его родители могут сталкиваться со множеством сложностей и проблем. Задача педагогов и других профильных специалистов – научить родителей справляться с трудностями и помочь им освоить приемы эффективной работы с ребенком. Для достижения этих целей проводятся следующие мероприятия:

  • формирование доброжелательных взаимоотношений с семьями детей-инвалидов;
  • информирование родителей о важных аспектах обучения и воспитания;
  • поддержка развития ребенка в его повседневной учебной деятельности;
  • психолого-педагогическая помощь членам семьи по вопросам развития ребенка.

Методы работы с разными семьями нужно подбирать с учетом образовательного и культурного уровня родителей, стиля воспитания в семье, понимания проблем ребенка и т.д. 

При работе с родителями должно обеспечиваться сотрудничество с медицинскими и психологическими службами. Если ребенок находится на длительном стационарном лечении, школа должна непрерывно взаимодействовать с семьей и с организациями, занимающимися обучением ребенка в период его нахождения на лечении. В рамках психологического сопровождения проводится диагностика психомоторной, эмоциональной, личностной, познавательной сфер. По итогам диагностики педагог-психолог дает рекомендации по поводу способов взаимодействия с ребенком и создания благоприятной эмоциональной среды дома.    

Сложности в обучении также могут возникнуть вследствие изменчивых потребностей ребенка с ОВЗ. В этом случае справиться с проблемой помогут следующие действия:

  • смена последовательности изучаемых тем, формируемых навыков;
  • адаптация материала – сокращение объема работы с сохранением ее сложности, упрощение содержания и инструкций к заданиям, применение средств дополнительной визуализации; 
  • адаптация образовательных методик – применение дополнительных наглядных пособий, исключение сложных абстрактных понятий и др.;
  • адаптация способа подачи материала – деление заданий на части для отработки алгоритма их выполнения, увеличение времени выполнения задания и др.

Успехи и достижения

В качестве примера успешной адаптации программы обучения детей-инвалидов на дому можно считать достижение следующих результатов:

  • Снижение уровня стресса и эмоционального напряжения, улучшение микроклимата в семье.
  • Повышение уровня социализации ребенка.
  • Активизация мыслительной и познавательной деятельности, самопроизвольное запоминание информации, формирование ассоциативного запоминания.
  • Усиление мотивации к освоению образовательных дисциплин.

Отношения в семье играют большую роль в достижении успеха при обучении детей с ОВЗ, поэтому сотрудничество школы и семьи является весьма актуальным. Для достижения нужных результатов педагогам и родителям необходимо придерживаться единых требований и действовать сообща. Повышение педагогической культуры родителей помогает максимально раскрыть потенциал семейного воспитания. Это, в свою очередь, позволяет более качественно решать задачи обучения и воспитания детей.

Относительно перспектив развития домашнего обучения можно сказать, что интерес к данной форме получения образования постоянно растет. Значительную роль в этом играет активное совершенствование технологий, предоставляющих большие возможности для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Обучение на дому позволяет детям-инвалидам успешно осваивать школьную программу по индивидуальному графику в комфортной домашней обстановке. Дети проходят обучение в подходящем для них режиме и темпе, получая удовольствие от процесса, что стимулирует их познавательную мотивацию и способствует правильному воспитанию личности.

Расширение доступа к качественному образованию для всех детей имеет огромное значение, так как реализация потенциала каждого ребенка оказывает большое влияние на развитие общества в целом.

Заинтересовались?

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

Высокотехнологичные решения для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Заводской проезд, 3А
Фрязино
Московская область
141195
Россия
+7(499)404-36-56