Аутизм: причины, симптомы, признаки появления

Содержание:

Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) — нарушение психического и психологического развития, сопровождаемое дефицитом эмоций при социальном взаимодействии. Симптомы нарушения проявляются в детском возрасте, а особенности поведения сохраняются на протяжении всей жизни.

Внешне дети-аутисты не отличаются от здоровых: они физически развиты, имеют приятную внешность. По внешнему виду сложно определить, что у ребенка есть неврологические нарушения. Задача родителей — вовремя заметить, что малыш не такой, как все, и принять меры для облегчения адаптации к социуму.

Общая информация

Аутизм — не заболевание. Это комплекс неврологических нарушений развития. Для них характерна стереотипность интересов, поведения. У некоторых пациентов могут быть нарушения развития интеллекта, речи, выраженные в разной степени.

По разным данным, 1,1-2% детей страдают аутизмом с учетом расстройств аутического спектра. У мальчиков выявляют аутизм в 4 раза чаще, чем у девочек. В последнее время врачи все чаще ставят такой диагноз. С чем это связано, пока неясно. Есть две версии: новые критерии диагностики и увеличение распространенности РАС.

К аутизму относят классическое аутистическое расстройство, синдром Аспергера, Каннера, атипичный аутизм и т.д. У разных пациентов уровень выраженности проявлений различается. Например, ребенок может сторониться других детей, не уметь выражать эмоции или демонстрировать полную неспособность к социальному взаимодействию.

Причины аутизма

Пока что причины РАС изучены не до конца. Однако есть несколько версий:

  1. Наследственность. В России и за рубежом ведутся генетические исследования, направленные на выявление генов, которые ответственны за возникновение расстройств аутистического спектра. Согласно данным, среди родственников детей, страдающих РАС, выявляется до 7% больных аутизмом. Основные нарушения: навязчивое поведение, речевые расстройства, умственная отсталость и другие.
  2. Функциональные и структурные нарушения мозга. МРТ расширило возможности изучения головного мозга. Исследования позволили определить, что у пациентов с РАС есть изменения в лобных долях, стволовом отделе, мозжечке, лимбической системе. Размер головного мозга у детей с симптомами РАС уменьшен при рождении, но быстро увеличивается в объеме в первый год жизни.
  3. Биохимические изменения. У третьей части детей с РАС увеличен серотонин, у всех — повышен в крови глутамат, аспартат. Есть предположение, что аутизм связан с нарушением усвояемости казеина, глютена.
  4. Внешние факторы. Риски аутизма повышают перенесенные во время беременности инфекции, алкоголизм, сильный стресс, плохая экология, интоксикация организма из-за приема лекарств, отравление химическими веществами.

Есть мнение, что аутизм может развиться из-за вакцинации, однако современные эпидемиологические данные опровергают это предположение. Согласно множеству международных исследований, изъятие вакцин не влияет на частоту возникновения РАС.

Исследования в этом направлении не завершены, врачи и ученые до сих пор ищут причины возникновения РАС.

Как себя ощущает ребенок с аутизмом

Из-за гиперактивности мозга ребенок не успевает анализировать то, что он видит, слышит, чувствует. В большинстве случаев он не может отличить одушевленный предмет от неодушевленного. Человек для аутиста — это не единый организм, а как «набор» частей тела: уши, глаза, руки, ноги. То же самое касается и животных.

Разные воздействия, такие как поглаживания, прикосновения, яркий свет, громкие звуки — все это раздражает ребенка с РАС, а в некоторых случаях может привести к панической атаке. Успокаивающе действуют монотонные, повторяющиеся движения: они придают ощущение безопасности.

Признаки аутизма у детей по возрастам

В основном РАС диагностируют у детей возрастом до 4 лет. Однако первые нарушения могут проявиться в грудном возрасте.

от 6 месяцев до года

Родителей должна насторожить неспособность малыша длительно удерживать зрительный контакт. Он не может долго сфокусироваться даже на лице мамы. Младенец быстро отводит взгляд, смотрит как бы «вскользь» или мимо. Часто отказывается от тактильных контактов: выворачивается, кричит при попытках взять на руки. Успокаивается только в привычной обстановке — в кроватке.

У грудничка может наблюдаться отсутствие привязанности к матери: он не переживает, если ее долго нет рядом. Иногда встречается и обратная ситуация: чрезмерная привязанность. В этом случае аутист не воспринимает мир, если рядом нет мамы.

По мере взросления могут проявляться нетипичные реакции на сенсорные стимулы. Например, ребенок странно реагирует на звук, громкий голос, яркий свет и другие раздражители: он равнодушен к гремящим, светящимся игрушкам или, напротив, при виде их начинает кричать, плакать.

В целом «особенные» малыши ведут себя отстраненно: не тянутся на руки, не идут на контакт со взрослыми, не реагируют на свое имя. Еще одна особенность — отсутствие указательного жеста как способа общения.

1-2 года

Аутисты этого возраста по-прежнему не используют жесты: не указывают пальцем на то, что хотят получить, не кивают головой. Они могут не реагировать на имя, не улыбаются, не проявляют радости.

Аутисты не понимают мимику людей, жесты, обращенную к ним речь. У них ограниченные интересы, а поведение — повторяющееся, шаблонное. Ребенок часто «зациклен» на чем-то одном: определенной игрушке или деятельности. Он нередко повторяет одинаковые движения: размахивает руками, ходит по кругу, раскладывает предметы в ряд.

Речь аутиста неразвита, как и моторные навыки. Например, у ребенка возникают трудности с координацией движений, восприятием пространства.

Задержка речевого развития проявляется с некоторыми особенностями, так, аутист может:

  • долгое время издавать повторяющийся звук;
  • неконтролируемо копировать понравившееся слово;
  • не использовать личные местоимения.

У аутистов наблюдаются частые вспышки агрессии. Все из-за сложности рассказать о своих нуждах. Они нередко возбужденно машут руками, кричат, бьются в истерике. При попытках обнять или успокоить, ребенок может оттолкнуть человека, ударить, поцарапать, укусить.

3+ года

К трем годам симптомы аутизма становятся ярко выраженными. Это ограниченные интересы, трудности с общением, стереотипное поведение, при котором ребенок предпочитает выполнять одни и те же действия.

Ребенку с аутизмом сложно играть по определенным правилам: он отказывается их выполнять. При этом он может не протестовать, не проявлять агрессию, а быть просто отстраненным, не понимая важность ограничений.

Бывают случаи, когда ребенок утрачивает приобретенные ранее навыки. Например, он забывает слова, выученные ранее, вовсе перестает разговаривать, взаимодействовать со сверстниками. В этом случае диагностируют регрессивный аутизм. В этом случае у ребенка долгое время не развиваются навыки.

У детей аутистов дошкольного возраста часто наблюдаются проблемы со сном. Они не различают день и ночь, поэтому их сложно уложить спать. За ночь дети спят не более 7 часов, часто просыпаются, страдают от кошмаров.

Школьный возраст

Признаки РАС у детей школьного возраста: по-прежнему ограниченные интересы, повторяющееся поведение. Аутистам сложно поддерживать социальные контакты. Они не умеют воспринимать невербальные сигналы, испытывают проблемы в эмоциональной сфере.

Интеллектуальные способности у детей разные: у одних нет сложностей с обучением, у других, напротив, низкий уровень интеллекта.

Дети с аутизмом часто неусидчивые. Им сложно сосредоточиться на занятиях, поэтому они могут отказываться учиться, выполнять уроки, петь, рисовать. Однако если ребенок сам решил посвятить себя музыке, художеству или другому делу, он погружается в него «до конца» и нередко добивается хороших результатов.

Симптомы аутизма у взрослых

Аутизм взрослых часто путают с депрессивными расстройствами или плохим настроением, поскольку есть много общих аутичных симптомов. Например, человек:

  • замыкается в себе, не хочет общаться даже с родственниками;
  • избегает зрительного контакта;
  • становится раздраженным или пассивным;
  • перестает интересоваться увлечениями;
  • начинает повторять одни и те же фразы, пересматривает по нескольку раз фильмы, передачи.

Взрослые аутисты не понимают, что чувствуют другие люди. Им сложно общаться, заводить друзей, рассказывать о своих переживаниях, эмоциях. Они не любят прикосновений. Не понимают сарказм. Кажутся грубыми, агрессивными, не заинтересованными в других людях.

Виды аутизма

Болезнь классифицируют в зависимости от симптомов. Выделяют 3 формы аутизма: скрытую, о которой человек может не подозревать, атипичную, когда проявляется часть симптомов, и типичную.

Скрытая

Проявляется по-разному. Признаки болезни у детей до 3 лет: отсутствие улыбки при контакте с мамой, стремление избежать общения, тактильных контактов, отсутствие желания делиться положительными эмоциями, нервозность, желание побыть в тишине, одиночестве. Взрослые люди со скрытым аутизмом замкнутые, они не стремятся дружить, стараются не смотреть в глаза собеседнику.

Атипичная

Аутизм атипичного течения выявляют после трех лет, иногда — ближе к подростковому возрасту. В этом случае симптоматика проявлена слабо, поэтому у пациентов есть все шансы адаптироваться к социальной жизни.

Люди с таким типом часто одаренные, имеют интеллект выше среднего уровня. Частые симптомы: заторможенность речи, специфическое восприятие мира, отвержение других людей.

Разновидность атипичной формы — синдром Аспергера. У детей с таким РАС часто хороший интеллект, речь развита правильно в соответствии с возрастом. Может быть нарушена координация движений, отмечается высокая эгоцентричность.

Дети с синдромом Аспергера не способны к эмпатии. Они не могут понять, какие чувства испытывают другие люди, они не могут понять эмоции по жестам, мимике и другим внешним проявлениям. Сами они или не умеют испытывать эмоции, или у них есть сложности с их выражением.

При грамотно подобранной терапии дети хорошо социализируются, оканчивают школы, поступают в ВУЗы, получают профессию, работают, заводят семьи.

Типичная

Такую форму диагностируют чаще всего. Для нее характерна большая часть симптомов. Аутизм может протекать в легкой или тяжелой форме. Если диагноз был поставлен своевременно и назначена грамотная терапия, ребенок легко интегрируется в общество, может посещать общеобразовательную школу, ходить на кружки, заводить друзей.

При тяжелой форме выстроить взаимоотношения с другими людьми сложно. К тому же ребенок может сам причинять себе вред: кусать, биться в истерике руками, ногами, головой об пол или стены. Все это — проявление самозащиты.

К одной из тяжелых форм аутизма относят синдром Ретта. Мальчики с таким диагнозом погибают еще в утробе матери. Выживают только девочки. Малыш с синдромом Ретта может развиваться гармонично до 1,5-2 лет, после чего произойдет «остановка»: перестанет расти голова, пропадут речевые навыки. Другие типичные признаки: умственная отсталость, судороги, немота. Дети сложно поддаются коррекции. В лучшем случае удастся замедлить когнитивный регресс, притормозить деградацию.

Синдром Ретта может протекать с другими заболеваниями. Не исключен синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Осложнения аутизма

У людей с аутизмом наблюдается бессонница, желудочно-кишечные расстройства, неконтролируемая агрессия. К частым осложнениям РАС относят:

  • умственную отсталость;
  • нарушение речи;
  • депрессии;
  • аутоагрессию (кусание себя, расчесывание кожи в кровь, вырывание волос);
  • булимию, анорексию.

Аутизм часто сочетается с психопатологиями, например, биполярным расстройством, нервными тиками, двигательными нарушениями, при которых человек может надолго замирать в одной позе.

Диагностика аутизма

Если есть подозрение на заболевание, нужно обратиться в клинику к психиатру.

На первой консультации врач беседует с родителями, собирает анамнез, осматривает ребенка, изучает его историю болезни.

Чтобы выявить симптомы аутизма, используются скрининговые тесты. Это может быть The Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT-R), Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS).

Психиатром назначаются инструментальные исследования для оценки состояния головного мозга и ЦНС, анализы. Это может быть ЭЭГ, МРТ, УЗИ (при условии, что родничок еще не зарос).

Выявить признаки РАС поможет клиническое наблюдение: врачи смотрят, как малыш играет со сверстниками, как общается с родителями, ведет себя в одиночестве.

Лечение и коррекция аутизма

Аутизм — не заболевание, поэтому его нельзя вылечить. Однако коррекционные методики позволяют улучшить самочувствие пациента, помогают ему адаптироваться в обществе и вести полноценную жизнь. Расскажем подробнее об адаптационных инструментах коррекции.

АВА или поведенческая терапия

Это комплекс техник, которые направлены на коррекцию поведения ребенка, приобретение навыков самообслуживания и социализации. АВА терапия подразумевает использование поощрений за положительное поведение ребенка, например, ему дают сладость, игрушку или хвалят. При этом важно заострять внимание на достижениях, а негативные эмоции не комментировать.

Карточки ПЕКС (PECS)

Это общение с помощью обмена карточками. Можно приобрести готовые карточки-магниты или на липучках: удобен в использовании коммуникатор FoxBox или коммуникатор QuickTalker FeatherTouch. Есть специальные программы, которые можно скачать на телефон или компьютер, например, приложение AVAZ AAC . Это доступный для ребенка метод коммуникации, который помогает развить речь, общаться со взрослыми и сверстниками.

Сенсорная интеграция

Подразумевает упорядоченность сенсорного восприятия за счет применения оборудования, работа которого направлен на тренировку зрительного, звукового, вестибулярного и кинестетического восприятия.

Лечение аутизма у взрослых

Чтобы снизить тревожность, раздражительность, нормализовать сон и другие аутистическиподобные расстройства, взрослым людям назначают поддерживающую терапию. Врачи часто прописывают нейролептики, антидепрессанты, седативные лекарственные препараты, лекарства от бессонницы.

Альтернативная медицина не показала эффективности. Однако иглоукалывание, массаж и медитации не нанесут вреда.

Как жить с ребёнком с аутизмом

При постановке диагноза «аутизм» нужно настроиться на продуктивную коррекционную терапию. С ребенком нужно заниматься, проводить занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, развивать с помощью игро- и зоотерапии.

Ребенок с РАС требует много внимания и времени, поэтому чаще всего один из родителей вынужден уволиться.

Прогноз

Прогноз зависит от формы аутизма, степени тяжести. Если диагноз был поставлен поздно, своевременно не проводилась коррекция, терапия, то при тяжелых формах у человека мало шансов социализироваться. В таком случае велики риски формирования глубокой инвалидности.

Если же диагноз аутизм был поставлен до 4 лет, родители активно помогали ребенку адаптироваться, то шансы на полноценную жизнь высокие. Такие дети учатся в школах, заводят друзей, оканчивают средне-специальные или высшие учебные заведения, находят пару.

Профилактика

В качестве профилактики РАС женщинам рекомендуют своевременно вставать на учет по беременности, соблюдать рекомендации терапевтов, узких специалистов, принимать фолиевую кислоту, витаминно-минеральные добавки, лечить инфекционные заболевания. Важно бросить курить, исключить алкоголь, придерживаться правил здорового питания.

Есть данные, что в группе риска находятся искусственники и дети, которых рано отлучили от груди. Поэтому после рождения ребенка следует кормить ребенка грудью, а отучать от нее постепенно, чтобы избежать стресса.

Код МКБ

РАС в МКБ описан в разделе «Общие расстройства психологического развития». Для его обозначения используют такие коды:

  1. F84.0. Детский аутизм (аутистическое расстройство, детский аутизм, психоз, синдром Каннера).
  2. F84.1. Атипичный аутизм (включая отсталость развития интеллекта с аутистическими чертами).
  3. F84.4. Гиперактивное расстройство, которое сочетается с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
  4. F84.5. Синдром Аспергера.
  5. F84.8. Другие расстройства развития.
  6. F84.9. Неуточненное расстройство развития.

Заинтересовались?

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

Высокотехнологичные решения для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Заводской проезд, 3А
Фрязино
Московская область
141195
Россия
+7(499)404-36-56