Адаптация детей с ОВЗ в детском саду


Привыкание ребёнка с нарушениями здоровья к посещению детского сада — процесс очень сложный как для него самого, так и для родителей и воспитателей. Однако если подойти к нему осмысленно и последовательно, то многих трудностей можно будет избежать. О том, как это сделать, поговорим в сегодняшнем материале.

Главные принципы адаптации

Отдавая малыша с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение, необходимо понимать, что это станет для него новым жизненным этапом, подготовиться к которому он должен заранее. В противном случае высока вероятность того, что у ребёнка возникнет тревожность, излишняя нервная возбудимость, склонность к истерикам, нежелание ходить в детский сад, ухудшение здоровья и т.д. Предотвратить развитие столь негативных последствий можно, лишь тщательно следуя рекомендациям специалистов по инклюзивному образованию, наиболее важными из которых являются следующие:

  • Выработка у малыша чёткого режима и распорядка дня задолго до оформления в садик. Поскольку первое, с чем столкнётся ребёнок в стенах дошкольного учреждения, — это необходимость слушаться воспитателя и следовать расписанию, приучить его к выполнению элементарных задач по времени нужно заранее. Это может быть совместное чтение детских книг, лепка из пластилина, глины, рисование, прогулки и т.д. после завтрака и обеда, самостоятельное засыпание без укачивания и др. Очень важно, чтобы вместе с тем малыш не почувствовал себя ненужным или более уязвимым, а размеренный образ жизни органично вошёл в его мир.
  • Привитие ребёнку навыков элементарного самообслуживания. К моменту поступления в детский сад малыш должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, есть и пить, мыть руки и ходить в туалет. Если с подобными действиями он без помощи взрослого справиться не может, это способно вызвать устойчивую ненависть к новому месту пребывания, в котором так трудно решить жизненно важные задачи. Поэтому сделать всё возможное для появления у крохи соответствующих умений ещё дома нужно, не откладывая это в долгий ящик. Если инвалидность у ребёнка тяжёлая и мама с папой не знают, как осуществить обучение самообслуживанию на практике, следует обратиться к специалистам реабилитационных центров, профильных организаций и т.д. Решение обязательно будет найдено, поскольку обмен полезным опытом всегда даёт свои результаты.
  • Формирование у ребёнка позитивного отношения к появлению новых социальных контактов. Готовя малыша к посещению детского сада, ему следует рассказывать о том, что он найдёт там новых друзей, узнает много интересного и т.д. Естественно, это не должно идти в разрез с действительностью, и родителям следует убедиться в том, что в садике царит доброжелательная атмосфера и крохе там по-настоящему хорошо. Для этого им нужно находиться в постоянном контакте с воспитателями, мамами и папами других детей и, конечно же, слушать и подробно расспрашивать о проведённом в стенах дошкольного учреждения времени самого малыша.
  • Учёт индивидуальных образовательных потребностей особенного ребёнка. И в инклюзивном, и в коррекционном детском саду обязательно должен быть намечен особый маршрут развития для каждого ребёнка с ОВЗ. Понятно, что такие маршруты для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психического здоровья и т.д., будут совершенно разными, однако выстроить их следует непременно. Для большей эффективности данного процесса проводить это целесообразно родителям и воспитателям сообща. Специалистам дошкольного учреждения важно ещё до начала посещения побеседовать с мамой и папой особенной крохи, провести анкетирование, к которому обеим сторонам нужно подойти с максимальной ответственностью и вниманием. В дальнейшем подобные формы взаимодействия также должны повторяться, чтобы у педагогов была возможность скорректировать выбранную стратегию в случае необходимости.

Залог успешности дошкольного образования

Главным условием быстрой и успешной адаптации ребёнка с ОВЗ к детскому саду является сохранение у него чувства защищённости, которое должно обеспечиваться всеми участниками образовательного процесса. Воспитателям важно выработать у себя и у других условно здоровых детей позитивное отношение к особенному малышу, не столько выделяющее его из всей группы, сколько делающее его органичной её частью. Если такому ребёнку требуется больше времени на выполнение обычных задач, то оно, безусловно, должно быть ему предоставлено. Для укрепления же дружеских отношений между ребятами стоит почаще проводить семейные мероприятия, на которых дети вместе с родителями лучше узнают друг друга и начнут общаться активнее.

Таким образом, обучение в детском саду должно корректироваться постоянно, с учётом обнаруживающихся индивидуальных особенностей, приобретая черты живого, динамического процесса, в котором задействованы практически все участники. Поэтому не стоит ждать, пока малыш сам привыкнет к новому месту, а лучше бережно сопровождать его на всём протяжении этого жизненного периода, помогая справляться с трудностями и осмысливать новый опыт. Только так дошкольное образование можно сделать максимально полезным для ребёнка, что позволит ему стать смелым и уверенным в себе человеком. Не случайно крепость дома во многом определяется тем фундаментом, на котором он выстроен, а он, в свою очередь, для каждого из нас закладывается в самом детстве.

Заинтересовались?

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

Высокотехнологичные решения для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Заводской проезд, 3А
Фрязино
Московская область
141195
Россия
+7(499)404-36-56